Авторизация / Регистрация 

Дрессировка

Дрессировка (от франц. dresser - выправлять, обучать, дрессировать), методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов. Теоретическая основа дрессировки (закономерности образования условных рефлексов) - учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. При дрессировке обычно используют условные раздражители (звуковая команда, жест, показ корма) в сочетании с безусловными (например, механические раздражители), которые и вызывают проявление у животных нужной реакции (двигательной, звуковой и др.). В зависимости от типа высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей животного и вида раздражителей различают несколько методов дрессировки. Болевой метод (основан на болевых воздействиях, заставляющих животное выполнять требование дрессировщика) применяют в цирке при дрессировки крупных животных и хищников. При механическом методе используют раздражители, не вызывающие болевых ощущений. Этот метод обычно применяют в обращении с сельско-хозяйственными животными. Подражательный метод заключается в подражании молодого животного др. животному, т. е. в выработке действий, основанных на инстинктах. Так обучают, например, пастушьих и охотничьих собак, отару овец. При поощрительном методе дрессировки необходимые навыки (чаще натуральные рефлексы) закрепляют поощрением (дача корма, ласка, удовлетворение инстинктов и др.). Все методы дрессировки - контрастные: при правильно выполненном действии животное поощряют прекращением механического или болевого воздействия, лакомством, лаской. Для закрепления выработанных рефлексов дрессированных животных периодически тренируют.
Дрессируют различных домашних и диких (приручённых) животных. Элементы дрессировки: приучение коровы к доярке и дойке, к месту и времени дойки; обучение стада оленей и отары овец выполнять требования пастуха, приучение сельско-хозяйственных животных к загону в помещения, перегону через мосты, погрузке в вагоны и др.; лошади - к подчинению человеку, к поводу, привязи, чистке, седлу, упряжи, тягловому усилию, движению и др.; тренинг лошадей для высшей школы верховой езды.
Дрессировка собак позволяет использовать их для хозяйственных, спортивных, военных целей. Различают дрессировку собак охотничьих, служебных и цирковых. Для охоты дрессируют лаек, гончих, борзых, норных, легавых, спаниелей. В служебном собаководстве для караульной, сторожевой, пастушьей, розыскной, ездовой, санитарной и др. специальных служб дрессируют овчарок, лаек (ездовых и оленегонных) и в небольшом количестве колли, эрдельтерьеров, доберман-пинчеров, боксёров. В охотничьем собаководстве специальную дрессировку лаек, легавых, спаниелей называют натаской, гончих - нагонкой, борзых, норных ("берут" зверя в норе) - притравкой.
Дрессировка собак включает 4 этапа: 1) подготовительный (с момента отбивки от матери до 8-9-мес возраста), когда щенка приучают к кличке, безотказному подходу к хозяину, к запрещающей команде, хождению на поводке; 2) общий курс (общее послушание) - обучение молодой собаки выполнению команд, позволяющих управлять животным в любых условиях; 3) специальный курс - развитие врождённых и воспитание условных рефлексов и навыков, необходимых для служебного использования собаки; 4) тренировка - закрепление и развитие нужных рефлексов и навыков, накопление у собаки опыта работы в усложнённых условиях.
А. П. Мазовер.

Дрессировка пчёл - приучение пчёл собирать нектар и пыльцу с цветков медоносных растений определённого вида для улучшения их опыления; основана на создании у пчёл условных рефлексов на запах, цвет, форму, местоположение цветков и т.п. Метод дрессировки пчёл на опыление растений предложен в 1933 советским учёным А. Ф. Губиным. Пчёл в улье подкармливают сахарным сиропом с ароматом определённого медоноса. В дальнейшем пчёлы отыскивают в поле цветки с тем же ароматом. В практике семеноводства СССР дрессировка пчёл рекомендуется как приём агротехники для повышения урожайности и улучшения качества семян не только мало привлекательных для пчёл растений, но и таких хороших медоносов, как гречиха, подсолнечник, хлопчатник и др. Применение дрессировки пчёл для опыления растений увеличивает и сборы мёда. В зарубежных странах Д. пчёл не имеет широкого распространения.
Н. П. Смарагдова.

Дрессировка голубей - приучение голубей к дальним полётам для спортивных целей. Для дрессировки пригодны породы почтово-спортивных голубей, обладающих врождёнными свойствами лёта на большие расстояния и ориентировкой на местности, позволяющей им находить дорогу к голубятне. Дрессировка голубей включает 3 этапа: 1) приучение голубей (в возрасте 28-30 дней) к полёту; 2) приручение к месту расположения голубятни; 3) тренировка на расстояние (10, 15, 25, 35, 50 и 70 км). Для закрепления вырабатываемых рефлексов тренировка голубей должна сопровождаться поощрением - при возвращении в голубятню птицы должны сразу же получать вволю корм (с добавкой 5-10% конопляного семени) и воду.
Дрессировка в цирке - распространённый жанр искусства. Д. для зрелищных целей была известна в Древнем Египте, в Древнем Риме и др. В Древней Руси скоморохи с участием дрессированного медведя разыгрывали бытовые сценки. Дрессированных собак, медведей и др. животных показывали в средневековой Европе. В 13-14 вв. получила особое развитие дрессировки лошадей. С конца 18 в. открываются зоологические сады и зверинцы, в которых демонстрируют дрессированных животных (значительный вклад в гуманную Д. внёс К. Гагенбек); позднее их стали показывать в цирке. Русские дрессировщики Дуровы начали разрабатывать новые методы дрессировки: В. Л. Дуров использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, создал и широко применял безболевой поощрительный метод Д., основанный на учёте врождённых свойств животных. Этот метод позволял ему работать с животными, трудно поддающимися дрессировки, и антиподами (кошка и мыши). В настоящее время в цирках представлены разнообразные виды дрессированных животных, птиц, пресмыкающихся, земноводных и др. Мастера дрессировки в советском цирке: Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер, А. Н. Александров, И. Н. Бугримова, А. Н. Буслаев, В. Г. и Ю. В. Дуровы, В. И. Филатов, Л. А. Безано, В. М. Запашный, В. П. и В. В. Тихоновы, В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. А. Никитин и др.





Консультации специалистов